Форум Россия
Английская версия Русская версия Форум Россия 2008 Форум Россия 2009 Форум Россия 2010 Форум Россия 2011 Форум Россия 2012
Новости

Форум Россия о потребительском секторе экономики:
На растущем рынке – все лидеры

31 января 2008

Второй день работы Форума Россия начался с обсуждения темы бума на потребительском рынке России. В рамках дискуссии "Самая большая в Европе армия потребителей" приняли участие президент Mars LLC Ричард Смит, Председатель Совета директоров Инмарко Дмитрий Докин, Президент ОАО "Аптечная сеть 36,6" Джерри Калмис, Председатель Совета директоров Группы компаний Bosco di Ciliegi Михаил Куснирович, главный исполнительный директор ОАО "Вим-Билль-Данн Продукты Питания" Тони Махер, генеральный директор X5 Retail Group Лев Хасис.

Президент ОАО "Аптечная сеть 36.6" г-н Джерри Калмис отметил значительную эволюцию потребительского рынка, которую он наблюдает уже на протяжении десяти лет своего пребывания в России. Говоря о фармакологическом рынке, он отметил его стремительный рост и огромный потенциал развития. Суммарный объем этого сектора оценивается в 40 млрд. долларов, а в ближайшем будущем ожидается его удвоение. По мнению г-на Калмиса, эволюцию претерпел не только рынок – изменился и сам российский потребитель. Сегодня потребители более внимательно относятся к качеству предлагаемых товаров и продуктов, требуют более подробной информации о составе и компании-производителе. Участники дискуссии также обратили внимание на то, что изменения в структуре спроса заставляет и компании менять собственные стратегии, чтобы соответствовать ожиданиям своих потребителей.

В развитие темы перспектив потребительского рынка в России состоялась другая панельная дискуссия представителей самого быстрорастущего сектора - автомобильного рынка. В 2007 году темпы роста российского автомобильного рынка превысили 35%, при этом его потенциал еще далеко не исчерпан. Участники дискуссии: президент ООО "Группа АвтоВАЗ" Борис Алешин, генеральный директор Magna International Зигфирид Вольф, генеральный директор ОАО "КАМАЗ" Сергей Когогин, вице-президент Renault Патрик Пелата; вице-президент GM Group, президент GM Europe General Motors Europe AG Карл-Питер Форстер, генеральный директор ОАО "Северсталь-Авто" Вадим Швецов и управляющий директор по автомобильному бизнесу ОАО "Русские машины" Ларс Эрик Эббе Эберхардсон обсудили особенности автомобильного рынка России, варианты стратегий отечественных и иностранных компаний по его освоению и возможности выхода российских автопроизводителей на международный рынок.

Одной из важнейших тенденций, которая будет определять развитие автомобильного рынка в ближайшие годы, по мнению участников обсуждения, является изменение предпочтений потребителя в сторону более дорогих и качественных машин. Особенность российских автолюбителей – желание получать удовольствие от вождения, в отличие, например, от немцев, которые больше всего ценят в автомобиле его функциональность. Также большое значение приобретает репутация компании-производителя, ее поведение на рынке. В этом смысле стратегическое партнерство российских автопроизводителей с ведущими зарубежными брэндами приносит пользу обеим сторонам: участвуя в производственных процессах иностранной компании-партнера отечественные производители берут технологии и методы работы, а лидеры зарубежного автопрома получают возможность с помощью российских партнеров более точно соответствовать ожиданиям российских потребителей. При этом выбор партнера с мировым именем позволяет российской компании стать частью глобального рынка и приобщиться к его возможностям и достижениям.

Несколько иначе обстоит ситуация в коммерческом автомобилестроении. Достаточно сильные собственные бренды, такие как "ГАЗ" и "КАМАЗ", могут выбирать совершенно иные стратегии развития, опираясь на отработанные технологии производства и сборки, высокую потребность в продукции внутри страны и собственную репутацию. В частности, ОАО "КАМАЗ" использует стратегию партнерства с мировыми лидерами по производству автокомпонентов и выходит на международный рынок под собственным именем. По мнению генерального директора ОАО "КАМАЗ" Сергея Когогина, гонку выиграют только те, кто будет участвовать в развитии глобального рынка.

В том, что ОАО "КАМАЗ" ставит сегодня перед собой эту амбициозную, но вполне достижимую цель, убедились участники брифинга, который состоялся по окончании панельной дискуссии. Кроме Сергея Когогина в брифинге принял участие Председатель Совета директоров Группы компаний Тройка Диалог Рубен Варданян. Он подчеркнул, что Тройка Диалог, являясь акционером ОАО "КАМАЗ", рассчитывает на дальнейший рост автогиганта и расширение его присутствия на мировых рынках. В среднесрочных планах компании – выход на объемы производства в 100 000 автомобилей в год и выстраивание партнерских отношений с зарубежными компаниями по выпуску автомобильных компонентов. О размещении акций ОАО "КАМАЗ" на фондовом рынке речи пока не идет, но компания предпринимает все шаги по внедрению стандартов, обеспечивающих прозрачность бизнеса.